Ольга (feline34) wrote,
Ольга
feline34

ФАИНА РАНЕВСКАЯ

Статья из "Комсомольской правды". 25 августа 2006 г.



Любимая Муля, которая нервировала
27 августа Фаине Раневской исполнилось бы 110 лет.

Не исполнив ни единой значительной роли мировой классики, она вошла, по версии Британской энциклопедии, в десятку величайших актрис ХХ века.

Многие восхищавшиеся Фаиной Раневской режиссеры снимали ее в эпизодических ролях — Анатолий Эфрос чуть ли не единственный поставил для нее и с ней в главной роли спектакль «Дальше — тишина» в Театре Моссовета, и я видела этот спектакль. Большая, сильно уже немолодая женщина, с детскими реакциями, с детской чистотой и более чем взрослым пониманием вещей, таясь, гордясь и не желая сдаваться, проживала глухое одиночество здесь, перед тем как навсегда уйти в окончательное одиночество там. Ее огромные трагические глаза в контрапункте с непосредственностью клоуна исторгали смех и слезы одновременно и говорили нам о нашей человеческой сути что-то поистине важное, чего мы не знали или не хотели знать раньше. Возможно, так вела бы себя постаревшая Раневская, другая, чеховская.

Она могла переиграть на сцене и на экране всю мировую классику — от женских до мужских ролей. Она могла и умела все. Ее снимали во вторых и третьих ролях в «Пышке», «Мечте», «Весне», «Свадьбе», «Небесном тихоходе», «Встрече на Эльбе» и еще в полутора десятках фильмов, и зритель обожал ее, а начальству, не пускавшему актрису в первые ряды по причине неканонической внешности, ничего не оставалось, как с этим обожанием смириться.

Впрочем, сам генсек Брежнев, вручая артистке орден Ленина, внезапно выговорил: «Муля, не нервируй меня!» — знаменитую фразу из фильма «Подкидыш», ставшего знаменитым от того, что в нем снялась Раневская. Она немедленно парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы».

Она ничего не боялась — другие боялись ее легендарного острого язычка. Когда некто, увидев «Джоконду», небрежно сказал, что прославленная картина не произвела на него впечатления, Раневская бросила: «Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет». «Перпетуум кобеле», — как печать поставила на одном режиссере. «Женщины, конечно, умнее, — рассуждала она вслух. — Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»

Она была вовсе и не Раневская, а Фельдман. Ее отец, достопочтенный житель города Таганрога, владел фабрикой сухих красок, был старостой в синагоге и основал приют для престарелых евреев. Таганрог — город Чехова. В Таганрог Художественный театр привез «Вишневый сад». Спектакль окончился, зрители ушли, а Фаня Фельдман все сидела в зале, не в силах встать с места. «Профессию я не выбирала, она во мне таилась» — ее признание.

Она взяла фамилию чеховской героини, выслушала проклятия отца, порвала с ним и умчалась в Москву поступать в театральную школу, куда ее не взяли по причине отсутствия способностей. Революция выгнала Фельдманов в эмиграцию, Фаня осталась в Москве в полном одиночестве, без денег, без дома, без семьи.

Преодоление — ключевое слово этой истории. Впереди — частная театральная школа, провинциальные сцены и в 35 лет, когда столько всего уже поздно, — Москва. Еще дальше, в будущем, которое никак не просматривалось, — звание народной артистки СССР, орденоносца, лауреата нескольких Государственных премий. В этом же будущем — всенародная пылкая любовь к яркой, сумасшедше одаренной умнице-разумнице.

Раневская. Перемена фамилии — перемена участи. Никто пока не проследил влияния выбранного псевдонима на судьбу. Вишневый сад продан, дома больше нет, нет семьи, ушла эпоха. А Раневская, как стойкий оловянный солдатик, продолжает быть, быть на все времена, возможно, что и осуществляя связь времен.


Из афоризмов великой актрисы

«Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность».
«На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может».
«Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище».
«Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия».
«Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».
«Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!»
«Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет».
«Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте».
«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments