Ольга (feline34) wrote,
Ольга
feline34

Categories:

14/04/1912

Оригинал взят у pili_grimka в 14/04/1912
Этот пост дожидался своего появления здесь почти год. Дожидался сегодняшнего дня.

Ровно год назад я побывала в Лас Вегасе, оттуда начинался фототур по Юте-Аризоне. Я провела в городе 4 дня: 2 до и 2 после тура.

Программу я себе разработала заранее и знала, что непременно посещу 2 интересные выставки: "Тела" (нашумевшие ободранные и распотрошённые трупы) и "Титаник".

В кассе "Титаника" наряду со входным билетом мне выдали "настоящий" билет одного из пассажиров. "В конце ты узнаешь, зачем," - сказала кассирша.

«Мой» пассажирский билет с двух сторон:


Выдан на имя 59-летней американки Каролин Лэйн Лэмсон (в замужестве – Браун), путешествующей первым классом. Уже после выставки я откопала в интернете фото Каролин:


Сразу скажу, что все фотографии в этом посте, за исключением первой и последней, взяты из интернета. Фотографировать на выставке строго запрещено. Даже втихаря это сделать невозможно. Всюду камеры. Я видела, как в пустом зале один турист сделал пару снимков, и через 2 минуты к нему подошёл охранник с электрошокером и наручниками.

Всё организовано очень продуманно. Заходишь - и действительно ощущаешь себя на Титанике. В залах выставки играет музыка из репертуара оркестра Титаника. Посетители проходят по импровизированной палубе судна, слышен шум волн, гул двигателя, крики чаек, говор, смех.
Отлично сделан холл



Восстановлены каюты 1-го и 3-го классов:





3-ий класс:



Много поднятых со дна предметов - посуда, предметы личной гигиены, обувь, врачебные инструменты, сумки, драгоценности...

На одном из столиков выставки стоял небольшой пластмассовый контейнер с дырочками. А внутри находились духи, поднятые с затонувшего лайнера. Я понюхала. Аромат был оченьслабый, "старинный".

А кто-нибудь знает, что Титаник имел не 4, a 3 трубы? Четвёртая была добавлена для придания более внушительного вида и на самом деле была не дымовой трубой, а вентиляцией.

Хотя цифра погибших в ту ночь беспрецедентна и трагически огромна, она могла бы быть ещё больше, если б билеты на Титаник были распроданы полностью. И если может в этой трагедии быть хоть какой-то светлый проблеск, то это то, что Титаник был заполнен пассажирами чуть больше, чем наполовину: из 2435 пассажирских мест были заняты только 1316.

Хотите знать, что подавали в ресторанах Титаника? Вот меню последнего ужина в тот роковой день, 14 апреля:



Знаменитая лестница (не настоящая, реконструированная) превращена в объект фотографического "чёса". Это определение я употребляю, когда фотографы, примазавшиеся к какому-нибудь раскрученному объекту массового посещения, щёлкают туристов "на фоне", предлагая потом на выходе жуткого качества карточки за тройную цену. И ведь покупают.





Я – одна из тех очкастых грымз, кто ходит по музеям и выставкам с блокнотиком, делая пометки и записи. В зале предметов, поднятых со дна океана, на меня обратил внимание служитель выставки – негр преклонных годов. Все – люди, как люди: позырили - и быстренько на шоппинг, а эта чучундра подолгу крутится у каждого экспоната, читает всё, что написано на заборе стендах, что-то корябает себе в блокнотик да ещё на том месте, откуда у женщин обычно растут брильянты, у этой свисает фотоаппарат ещё раз проверить национальность!

Он подошёл ко мне и спросил: «Я вижу, ты сильно интересуешься Титаником?» «Да, я собираю материал для репортажа, хочу рассказать своим читателям об этой выставке. Вот только жаль, что фотографировать нельзя,» - без стыда и совести прикинулась я прожжёной журналюхой.
"Новел," - представился он и взял меня под свою опёку. Мы ходили по залам, и Новел рассказывал мне о пассажирах Титаника и их судьбах.

Жил во Франции словацкий эмигрант Мишель Навратил и был женат он на красавице-итальянке Марсель Каретто. Но брак не задался. В начале 1912 года супруги расстались, их двое маленьких детей - 4-летний Мишель и 2-ух летний Эдмонд - остались жить с матерью. Отец навещал детей по выходным и иногда забирал их к себе. На Пасху он, по договорённости с бывшей женой, в очередной раз увёз мальчиков к себе, но, когда Марсель приехала забирать детей, то не нашла в доме никого. Навратил сбежал вместе с сыновьями в Монте-Карло, а оттуда - в Англию, где под именем Льюис Хоффман купил билеты на Титаник, чтобы перебраться в Америку.

…Отец успел посадить мальчиков в последнюю отходящую шлюпку, а сам остался на борту. Мишель-младший вспоминает, что в шлюпке он оказался рядом с дочкой американского банкира, которая умудрилась взять с собой в лодку свою собаку. Всё происходящее было для него интересным приключением, особенно езда в шлюпке. И он был очень недоволен, когда на следующее утро его и брата занесли на борт "Карпатии" завёрнутыми в холщовые мешки.
Мальчиков, не говорящих по-английски, прозвали "сироты с Титаника" (они были единственными детьми, спасшимися без родителей), отдали на попечение франкоговорящей пассажирке итолько через месяц Марсель Каретто, увидев их фотографии в газете, приехала в Нью Йорк воссоединиться с сыновьями.


Некоторые пассажиры оказались на Титанике случайно.

Семья инженера Фредерика Гудвина ехалa в США в эмиграцию.


Брат Фредерика, уже живущий там, написал об открытии позиции на Ниагарской электростанции, и Гудвины решили попытать счастья за океаном. Фредерик, его жена Августина и шестеро детей купили билеты на маленький пароход и готовились к отъезду. В это же время проходила забастовка шахтёров, вследствие чего поставки угля резко сократились. Множество судоходных компаний были вынуждены отменять рейсы из-за недостатка топлива. Отменили и рейс того парохода, на который купила билеты семья Гудвинов. Взамен им предложили места на Титанике.

Все восьмеро погибли. В океане было найдено только тело младенца Сиднея



26-летний Джозеф Ларош – француз гаитянского происхождения – сполна хлебнул во Франции расизма, хоть и был женат на белой француженке. Ларош происходил из богатой гаитянской семьи, но во Франции, куда он приехал учиться в 15-летнем возрасте, ему так и не удалось реализовать себя профессионально. В какой-то момент Джозеф принял решение уехать с беременной супругой и двумя детьми на родину. Его мать сделала им подарок - купила билеты 2-го класса на пароход Ля Франк, но... перед отъездом Джозеф узнал, что там не пускают малолетних детей в обеденный салон. Пришлось срочно менять билеты. Подходящим вариантом оказался Титаник. Джозеф, кстати, был на нём единственным чёрным пассажиром.

Джульетта Ларош вместе с детьми спаслась в шлюпке. Джозеф остался на Титанике и погиб. Джульетта вернулась во Францию, где несколько лет жила с тремя детьми в нищете, пока не получила компенсацию от компании-судовладельца. Потомки Ларошей до сих пор живут во Франции и свято чтут семейную традицию никогда не разговаривать о трагедии Титаника.


Рассказал мне Новел и такую историю.

У Титаника были «братья-близнецы» (в английском говорят «сёстры»): Олимпик и Британник, практически одинаковых с ним размеров. В 1910году англичанка Виолетта Джессоп была зачислена на работу на Олимпик в команду обслуживающего персонала. А в 1911-ом Олимпик столкнулся с другим судном. После этого крушения Виолетта сменила место работы на Титаник и в ту роковую апрельскую ночь оказалась в числе спасшихся членов команды.
Когда началась Первая Мировая Война, эта женщина, став медсестрой, начала службу на Британнике. В одном из походов, в Эгейском море, Британник подорвался на мине. Виолетту выбросило за борт, ударило головой о киль и едва не затянуло под винты. Её успели спасти со шлюпки.

Удивительная судьба. Три судна-близнеца. Три трагедии. Виолетта прошла через все три.


"Помнишь в фильме сцену, где пассажиры 3-го класса оказываются запертыми внизу на своей палубе?" - спросил Новел и продолжил, - "так вот, выдумка всё это. Никто их не запирал. Да, пассажиры 3-его класса массово появились на шлюпочной палубе в момент, когда грузилась уже последняя шлюпка. Но произошло это потому, что их каюты находились в самом низу Титаника, а на судне не было лестницы, ведущей непосредственно с самой нижней палубы на самую верхнюю. Нужно было пройти через массу комнат, залов, коридоров, поворотов и лестниц, с 1-го этажа на 8-ой. Указателей почти не было, поэтому можно было легко заблудиться. К тому же, среди пассажиров 3-го класса было много шведов, финнов, жителей Восточной Европы и Средиземноморья, эмигрирующих в Америку, и далеко не все понимали команды и объявления на английском языке. Многие даже не поняли, что произошло. Оправдывать команду Титаника, так халатно организовавшую эвакуацию, конечно, нельзя, но придумывать, что людей запирали - это уже перебор. Кстати, в абсолютных числах, из 3-го класса спаслось 178 пассажиров, что ненамного меньше, чем из 1-го - 202.”

Гордость выставки - искорёженный 9-метровый кусок борта Титаника. Сталь - толщиной 2см. Сотни заклёпок.


Учёные решили сравнить прочность стали, из которой была сделана обшивка Титаника с прочностью той, которая применяется в судостроении сейчас. Современный образец легко выдержал испытание на удар, тогда как кусок с Титаника разломился надвое.

В холодном и тёмном зале, освещённом множеством ярких звёзд, у огромного куска настоящего льда, символизирующего айсберг, я стояла, слушала аудиозапись и пыталась представить себе, как это всё было...

…Двое вперёдсмотрящих – Фред Флит и Реджиналд Ли зябко ёжились в открытой кабинке наверху – «Вороньем гнезде», как принято было её называть. До конца их вахты оставалось чуть более 20 минут, скоро, совсем скоро они смогут спуститься в тепло и уют. А пока оба напряжённо вглядывались в темноту. «Экая досада,» - думал 24-летний Флит, - «что на Титанике нет биноклей и приходится до боли напрягать глаза, находясь на посту. Но по прибытии в Нью Йорк это будет, несомненно, исправлено, компания обеспечит нас необходимым. А пока надо делать свою работу. Какой удивительно спокойный сегодня океан! А ведь это совсем не так хорошо, как, наверно, думают пассажиры. Когда нет волн, труднее заметить айсберг, потому что волны плещут об него, и это хорошо видно издалека. Да ещё сегодня безлунная ночь... Ну, да ладно, осталось совсем немного мёрзнуть здесь.»

Впереди во тьме показался какой-то силуэт. Фред присмотрелся и резко дёрнул шнур сигнального колокола. «Айсберг, вон впереди,» - тревожно сказал он напарнику и схватил трубку телефона связи с капитанским мостиком: «Прямо по курсу – айсберг!»

«Стоп-машина! Полный назад!» - понеслись команды из рубки в машинное отделение. «Право руля!»

Пятидесятитысячетонная махина с двумя тысячами человек на борту упорно продолжала двигаться вперёд. Флит и Ли, оцепенев, наблюдали, как из тьмы приближается ледяная гора. До неё было менее трёхсoт метров, и нос Титаника, не сворачивая, шёл прямо на неё.
Айсберг уже совсем близко, а Титаник продолжает идти тем же курсом, до прямого столкновения остаются секунды , и в этот момент мужчины видят, как нос судна наконец-то слегка отворачивает влево, потом ещё и ещё... Удар сбоку, скрежет, на палубу обрушиваются тонны две льда и снега, но у обоих вперёдсмотрящих вырывается вздох облегчения. Задели, но легко - бортом. А снег к утру уберут, это не проблема...

...Оба оказались в числе выживших. Фредерик Флит всю последующую жизнь страдал от депрессий, считая себя виноватым в гибели Титаника и полутора тысяч людей. После смерти жены в 1965 году он повесился.

На выходе из музея на большом панно начертаны имена всех пассажиров и членов экипажа с указанием, спасся человек или погиб. Я достала свой билет, чтобы сверить имя. Рядом несколько посетителей делали то же самое. После всего увиденного в музее это был не просто акт любопытства – я видела выражения лиц людей, я слышала их вздохи облегчения, когда «их» пассажиры находились в списках спасённых и видела горечь в глазах, если имя оказывалось в другом списке.

Каролин Лэйн Лэмсон спаслась.

Новел сопровождал меня до самого выхода, периодически что-то рассказывая. Мне захотелось поблагодарить этого замечательного человека и я протянула ему чаевые. Новел замахал руками «нет-нет, что ты!». «Хорошо, тогда я хочу написать тебе благодарность. У вас есть книга отзывов?»- настаивала я. «Книги нет, но есть листки бумаги – он показал на стол у выхода – ты можешь написать на них о своих впечатлениях и прикрепить на стену.» Я увидела, что на стене уже висит несколько таких листков. Я написала хвалебную оду своему экскурсоводу-волонтёру и хотела уже повесить, но заметила, что не поставила дату. «Новел, какое сегодня число?» "Сегодня э-э-э..,"- oн мельком глянул на свои часы, – «14-е». Мы вдруг оба вскинули головы, посмотрели друг на друга и, замерев, не сговариваясь, повторили: «Четырнадцатое апреля..»

Tags: Интересно, Пиар, Титаник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments