Ольга (feline34) wrote,
Ольга
feline34

Categories:

Новая Пинакотека, Мюнхен 5. Neue Pinakothek, München 5.

Перед тем как продолжить наши прогулки по Пинакотеке, прошу выполнить одну маленькую просьбу. Мне это важно для моей собственной статистики и для того, чтобы понять буду ли я делать такие посты о других музеях Германии в будущем. Если вы прочитали или хотя бы просмотрели этот, предыдущие или последующие посты об искусстве, оставьте мне хоть какую-то наскальную запись в комментариях. Хоть просто точку, хоть "я тут был, но ни фига не понял", "здесь был Коля", "супер", "бред", "выпей йаду", "Маша + Петя = любовь" и т.д. Договорились?

Тут я предоставлю в числе прочих первых "ласточек" импрессионизма.

Часть 1. Старая Пинакотека, Мюнхен 1. Alte Pinakothek, München 1.
Часть 2. Старая Пинакотека, Мюнхен 2. Alte Pinakothek, München 2.
Часть 3. Старая Пинакотека, Мюнхен 3. Alte Pinakothek, München 3.

Часть 1. Новая Пинакотека, Мюнхен 1. Neue Pinakothek, München 1.
Часть 2. Новая Пинакотека, Мюнхен 2. Neue Pinakothek, München 2.
Часть 3. Новая Пинакотека, Мюнхен 3. Neue Pinakothek, München 3.
Часть 4. Новая Пинакотека, Мюнхен 4. Neue Pinakothek, München 4.


Оноре́ Викторе́н Домье́ . Ратаполь. 1850

Обычное предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. В основном информация взята, либо переведена мной из Википедии. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии картин сделаны мной, на них указано мое авторство.



1. Оноре́ Викторе́н Домье́ (фр. Daumier, Honoré Victorin; 26 Февраля 1808 года в Марселле - † 10 Февраля 1879 в Вальмондуа) - французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.


Автопортрет. 1828
Из Википедии

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Франции.

Беспощадно злая, меткая карикатура на только что взошедшего на престол короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831) сделала имя Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах литографии Домье становились событием, сотни людей приходили, чтобы увидеть их. Домье поднял карикатуру до уровня высокого искусства гротеска. В смешном и жутком обличье представлены участники заседания парламента «Законодательное чрево» (1834, литография): сборище казнокрадов, взяточников, тупиц, подхалимов — все персонажи мгновенно узнавались современниками. После введения строгой цензуры и законов против прессы (1835) Домье создает остроумные пародии на современные нравы («Купальщики», 1839), на удачливых проходимцев («Робер Макер», 1836-1838), на героев античной мифологии и истории («Боги Олимпа», 1841).


Гаргантюа
Из Википедии

В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны. Зарабатывая на жизнь карикатурой, Домье для души занимался живописью. Он прекрасный колорист, смелый новатор, оказавший влияние на развитие живописи 1860-1870-х гг. В графике Домье резок, насмешлив, подчас желчен, в живописи нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства: «Республика» (1848, Музей Орсе, Париж), «Прачка» (ок. 1863, там же), «Вагон третьего класса» (1860-е, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Криспен и Скапен» (ок. 1860, там же). Экспрессия форм и цвета сближает живопись Домье с поисками мастеров двадцатого столетия (серия «Дон Кихот» — в музеях Парижа, Мюнхена, Нью-Йорка).



По свидетельству современников, Домье не работал с натуры, полагаясь на свою гениальную зрительную память. Иногда он по памяти делал маленькие бюсты, а затем рисовал их с разных точек, выбирая самую характерную. Эти небольшие скульптуры (ок. 20 см), при жизни почти не известные публике, поражают смелой пластикой и динамикой форм — здесь Домье выступает как несомненный предшественник Родена.


Республика
Из Википедии

В работах Домье слышится живой голос Франции, он радуется и страдает вместе с ней. Одна из последних его литографий — «Потрясенная наследством» (1871): Франция в черных одеждах среди бескрайней равнины, усеянной телами ее сыновей, — бесславный итог кровавой Франко-прусской войны 1870-1871. Великий труженик, оставивший после себя около 4000 листов графики, 300 живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни он не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Однако его творчество оказало большое влияние не только на современников, но и на художников следующего столетия. Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

2. Фердинанд Георг Вальдмюллер (нем. Ferdinand Georg Waldmüller; 15 января 1793, Вена - † 23 августа 1865, Хинтербрюль близ Мёдлинга) - один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в. Известен как своими пейзажами, так и работами в портретной и жанровой живописи. Наиболее известен как художник эпохи бидермейера, писавшие идиллические сценки в Вене домартовского периода. Творческое наследие Вальдмюллера охватывает около 1200 картин..


Автопортрет. 1828
Из Википедии

С 1807 по 1813 гг. Вальдмюллер периодически посещал занятия в венской академии художеств и учился у Губерта Маурера и Иоганна Батиста Лампи. Вальдмюллер зарабатывал на жизнь портретами-миниатюрами, а в 1811 г. получил должность учителя рисования в доме графа Гюлая в Загребе. Здесь он познакомился со своей первой женой певицей придворной оперы Катариной Вайднер, сестрой художника-портретиста Йозефа Вайднера. Свадьба состоялась в 1814 г. Чета Вальдмюллеров много путешествовала по разным городам, где выступала Катарина: Баден под Веной, Брюнн и Прага. Вальдмюллер занимался в это время оформлением театральных декораций. В 1814 г. Катарина получила приглашение в венский Театр у Каринтских ворот. В 1818 г. Вальдмюллер брал уроки живописи маслом у Йозефа Ланге, дополнительно занимался пейзажем под началом Иоганна Непомука Шёдльбергера. Портреты оставались главным жанром в творчестве художника.



В 1822 г. портреты работы Вальдмюллера приняли участие в выставке в Академии св. Анны. C 1825 по 1844 гг. Вальдмюллер совершил несколько учебных поездок в Италию. В 1829 г. Вальдмюллер получил должность хранителя картинной галереи в академии и звание профессора. В 1830 г. он впервые отправился в Париж. В последующие годы художник создал несколько пейзажей Бад-Ишль, где он отдыхал летом, и венского Пратера. В 1835 г. Вальдмюллер получил звание советника Академии, в 1836 г. вместе с другим художником Йозефом фон Фюрихом Вальдмюллер составил каталог картинной галереи. Однако отношения с Академией художеств у Вальдмюллера испортились, поскольку академическому копированию старых мастеров он отдавал предпочтение писать с натуры. Реформаторские предложения Вальдмюллера стоили ему сначала художественной мастерской в академии, а затем и должности.

Расставшийсь с первой супругой в 1834 г., в 1851 г. Вальдмюллер женился на модистке Анне Байер. Оказавшись в сложной финансовой ситуации в 1854 г., Вальдмюллер был вынужден выставить свои работы в салоне мод своей жены. Вновь международный успех пришёл к Вальдмюллеру на выставке в Букингемском дворце в Лондоне в 1856 г., на выставке истории искусства в Кёльне в 1861 г. на международной художественной выставке в Лондоне в 1862 г. и в конце концов в 1864 г. гнев на милость сменил и император Франц Иосиф I.


http://www.google.de

В честь Фердинанда Георга Вальдмюллера в 1913 г. в парке у венской ратуши был возведён памятник работы Йозефа Энгельхарта. На закрытом католическом кладбище Мацляйнсдорф, где захоронен Фердинанд Вальдмюллер, в 1923 г. был разбит парк, получивший его имя. Имя художника носит один из переулков Вены. К 100-летию со дня смерти Вальдмюллера была выпущена специальная почтовая марка.


http://www.google.de

3. Карл Шпицвег (нем. Carl Spitzweg, 5 февраля 1808 года, Гермеринг - † 23 сентября 1885, Мюнхен) - немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер.


Автопортрет. 1840
Из Википедии

Карл Шпицвег родился 5 февраля 1808 года. Его мать, Франциска Шпицвег принадлежала к богатой фамилии торговца фруктами в Мюнхене. Отец Карла - Симон Шпицвег происходил из деревни Унтерпфаффенхофен (верхняя Бавария), где разбогатела его семья. По образованию продавец материалов, в Мюнхене получил призвание и известность также за свою политическую карьеру.

У Карла было двое братьев, для каждого отец выбрал карьеру. Старший, Симон, должен был впоследствии продолжать бизнес семьи, Карлу было предписано стать аптекарем, а младшему, Эдуарду - стать врачом. Детство Карла протекало счастливо и безоблачно, пока в 1819 году не умерла его мать. В том же году отец женился на сестре свой умершей жены - Марии Кресценце.

Карл учился в латинской школе и в 1825 году окончил эту гимназию с множеством грамот.


В Гареме. После 1855
Из Википедии

Несмотря на то, что его художественный талант проявился достаточно рано (первые работы появляются в 1823 году), Карл поступает учеником в Королевскую Баварскую дворцовую аптеку в Мюнхене. В последний год обучения, 1 декабря 1828 года умирает отец Карла.

В 1829 году Карл работает в аптеке города Страубинг, где знакомится с хужожниками и представителями театральной прослойки. В этом же году в египетской Александрии погибает его старший брат.


Книжный червь. 1850
Из Википедии

Получил университетское образование фармацевта, работал сначала помощником аптекаря, а затем аптекарем. В то же время изучает живопись, учится на полотнах голландских мастеров ХVII столетия, выставленных в мюнхенской Старой пинакотеке. В 30-е и 40-е годы XIX века работает рисовальщиком и иллюстратором для сатирических журналов, например для «Летящих листьев» («Fliegende Blätter»). Созданные им в этот период картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера. Эти работы указывают на большой талант наблюдателя особенностей человеческой натуры, имеют ясную композицию и отображение игры света и тени, как и у голландских жанровых художников XVII века.


Бедный поэт. 1839

В конце 40-х годов Шпицвег совершает серию поездок за границу, в том числе в Прагу, Париж и Лондон, где открывает для себя пейзажную живопись Джона Констебля, а также творчество Эжена Делакруа и художников барбизонской школы. С этого момента пейзажная живопись начинает играть большую роль в творчестве художника.


Ночной обход. 1879

В 1850 году едет снова со своим братом Эдуардом и другом Э. Шлейхом за границу — в Венецию, Париж, Лондон и в Бельгию. По возвращении из Парижа, с 1851 года живёт постоянно в Мюнхене, лишь изредка выезжая в Берлин (1856) и на летние месяцы в Поммерсфельден (1853 и 1855 годы).

Скончался в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта. Вначале картины Карла Шпицвега не пользовались признанием у публики, поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень популярен. Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.

4. Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 26 апреля 1798 в Шеретон-Сент-Маурис, пригород Парижа - † 13 августа 1863, в Париже) - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.


Автопортрет. 1837
Из Википедии

Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более спокойным оказались годы учёбы в лицее Луи-ле-Гран, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры

Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».


Ладья Данте
Из Википедии

Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.


Резня на Хеосе
http://www.art-in-exile.com

Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил свох хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».


Смерть Сарданапала
Из Википедии

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.


Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр
Из Википедии

К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашнние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.


Смерть Офелии. 1838

По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).


Клоринде освобожадает Олиндо и Софронию. 1856

К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.


Умирающий Валентин. 1826

В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.

Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет. В честь Делакруа назван кратер на Меркурии.
Tags: Бавария, Искусство, Мюнхен, Пинакотека, Путешествия, Фотографирование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments