Ольга (feline34) wrote,
Ольга
feline34

Category:

СУББОТА

Это мой пожизненный процесс... Начинаю читать одно, возникает какой-либо вопрос. Лезу искать ответ и попадаю совершенно в другую степь, не менее интересную... И зарываюсь в ней на долгие часы, не в силах оторваться... Вот читаю в Коране (Сура 2.): 65. Вы, конечно, знали тех из вас, которые нарушили субботний [запрет]. Мы же [в наказание] велели им: "Пребывайте презренными обезьянами".
Упс, интересно, что такое "субботний запрет"? Естественно, полезла в Гугл... и попала... на объяснения из Библии, Торы, Талмуда, еврейские законы и т.д... Как все связано... удивительно...
Предупреждаю незаинтересованных (хотя для меня это было безумно интересно), букофф и ссылок неприлично много...

СУББОТА (שַׁבָּת, шаббат, связано с корнем швт — "покоиться", "прекращаться", "воздерживаться"), седьмой день недели, в который Библия предписывает воздерживаться от работы. Объяснение этому предписанию содержится в Быт. 1:1–2:3 (хотя здесь название шаббат не фигурирует): Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился, благословив и освятив его (Быт. 2:1–3). Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30). Четвертая заповедь Декалога (см. Десять заповедей) обобщает урок, преподанный израильтянам в пустыне: всякая работа (мелаха) воспрещена в субботу, причем здесь дается и обоснование этого запрета: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, моря и все, что в них, а в день седьмый покоился. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:9–11).

http://www.eleven.co.il/article/13962

"...Ибо суббота - фундамент иудаизма. Герман Вук в книге "Это Б-г мой" (Нью-Йорк, 1959) заметил: "С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией. И наоборот, через ее соблюдение чаще всего возвращаются к иудаизму"....

...Суббота - единственное из фундаментальных понятий в иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты. Ее уподобляют также царице, ибо она - символ величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов и песен, которые слагали цари и мудрецы...."


http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_5.shtml

Эрих Фромм (1900—1989) — крупнейший философ психоаналитического направления, автор книг „Бегство от свободы", "И будем как боги" и многих других. Отрывки из книги „Забытый язык".

"...Правила соблюдения Субботы занимают в Библии исключительное место. Фактически и это единственная из Десяти Заповедей, трактующая чисто ритуальный вопрос: „Помни день субботний, чтобы святить его... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил..." (Исход, 20:8, 11); „И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя оттуда... потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний" (Второзаконие, 5:15).

В талмудической интерпретации ритуала запрету подлежит не только работа в прямом смысле этого слова, но и всякая активная деятельность вообще: нельзя зажигать огонь, даже если этот запрет сопряжен с большими неудобствами; нельзя сорвать травинку или цветок, хотя, с точки зрения затраты сил, это — не работа; нельзя поднять что-либо, принадлежащее другому человеку, даже если это столь легкое, как, например, носовой платок.

Прежде всего, работа в библейском и (более позднем) талмудическом понимании — не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: „работа" — это всякое созидательное или разрушительное вмешательство в жизнь природы. „Отдых" — это отказ от такого вмешательства. Иными словами, в Субботу человек представляет природу себе самой, никак не изменяя ее, ничего не разрушая, ничего не созидая. Суббота — день перемирия между человеком и природой, а „работа" — все то, что может нарушить это перемирие и равновесие между ними. В самом деле, тяжелая работа (например, вспашка земли или строительство дома) одинаково является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении.
Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических усилий, — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход событий, нарушают мир между человеком и природой, — и поэтому они запрещены.

Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать что-либо, принадлежащее постороннему, как бы мало оно ни весило. Само по себе Поднятие тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднять самый тяжелый груз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях (будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица) нельзя поднять
даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — идея мира уже не с природой, а с окружающим социальным коллективом.

Таким образом, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий. Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между человеком и природой и между человеком и человеком. Не „работая" — иными словами, не участвуя в процессе естественных и социальных изменений, человек высвобождает себя из оков природы и социума, пусть всего лишь на один день в неделю..."


http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Fromm/_SubbRit.php

"...У прочих народов принято, что сутки начинаются в полночь. У нас же началом суток считается заход солнца: сначала ночь, потом день – как сказано в Торе: «И был вечер, и было утро – день один». И в этом есть большая символика: судьба еврейского народа напоминает еврейские сутки – сначала закат, сумрак, страдания в изгнании (которое сравнивается в наших источниках с ночью), а потом – рассвет и восход солнца. То есть сначала изгнание, потом – избавление. А у других народов – наоборот: сначала они процветают, растут – и вдруг на них опускается ночь и они исчезают с исторической арены...
...Галаха предписывает нам помыться, подстричься, подстричь ногти, красиво одеться в честь субботы. В доме все должно быть чисто, стол должен быть накрыт по-праздничному, а еда – по мере возможностей семьи – более вкусной и более обильной, чем в будни. «И назовешь ты субботу наслаждением» – требует от нас пророк Йешаягу, и в этих словах содержится указание на то, что к субботе следует готовиться..."


http://www.chassidus.ru/library/lau/erev_shabos.htm

"...Субботние свечи озаряют мир светом покоя и радости, светом жизни. Праматерь Хава (Ева), которую Тора назвала «матерью всего живого», совершила грех, привнеся этим смерть в наш мир. «Свеча Всевышнего - [живая] душа человеческая», - говорил царь Шломо (Соломон). Чтобы ошибка Хавы могла быть исправлена, именно женщинам отдано право зажигать субботние свечи, свечи жизни.

Эти свечи символизируют мир в доме и согласие между супругами, поэтому и принято, чтобы муж заранее приготовил их для жены. Так первое действие, освящающее наступление Субботы, становится общим делом для обоих...



...Рабейну Бахья говорил, что мгновения, озаренные первым светом субботних свечей, более всего подходят для молитвы матери о детях. Над свечами молились о детях праматери наши, и, если мы правильно проживем жизнь, будут молиться наши внучки и правнучки. Эта молитва не имеет установленной формы, и каждая женщина вольна произнести те слова, которые у нее в сердце. И язык молитвы она может выбрать тот, на котором ей легче всего выразить свои чувства и мысли. Молятся о том, чтобы Всевышний даровал детей, о том, чтобы потомки наши выросли добрыми, честными, достойными, здоровыми. Чтобы глаза их озарил свет Торы, как свет субботних свечей озаряет еврейский дом...."


http://www.judaicaru.org/library/shabat_1.html

"...Письмо, при котором знаков не видно, разрешено, поэтому можно рисовать пальцем по сухому столу или в воздухе.

Очевидно, что нельзя проявлять пленки и печатать фотографии, ведь этим создается изображение. Но и фотографировать нельзя; правда, по мнению большинства законоучителей, только мидерабанан, потому что на непроявленной пленке изображения не видно.

Другой общий принцип — устойчивость результатов труда. Знаком, запрещенным Торой для написания, является лишь тот знак, который может сохраниться в течение некоторого существенного времени. Какой промежуток времени имеется здесь в виду — вопрос не простой. Но вот запись, которая вообще не может сохраниться (например, на песке, запотевшем окне, пролитой на столе жидкости и т.п.), запрещена уже не Торой, а мудрецами.

Для измерения температуры больных в Субботу можно пользоваться обычным ртутным термометром, но не цифровым (дигитальным). Цифры, появляющиеся на его миниэкране, - это тоже письмо, хоть в измененном виде; мидерабанан оно запрещено.

В Субботу запрещена не только купля-продажа: мудрецы запретили приобретать вещи любым другим образом, например, получать подарки. Если кто-то собирается сделать подарок на день рождения или бар-мицву именно в Субботу, надо проконсультироваться у раввина.

В Субботу нельзя играть в игры, в ходе которых записываются очки: мудрецы опасались, что в разгаре игры, забыв о Субботе, игрок начнет делать записи.

Уже упоминалось, что в Субботу можно разрывать пакеты и другие упаковки, чтобы достать из них пищевые продукты, но следует это делать крайне осторожно, чтобы не повредить надписи на пакетах. Создание разрыва - как в середине буквы, так и между двумя буквами одного слова - расценивается как нарушение запрета мидерабанан.


http://toldot.ru/rus/articles/art/1633

Законоучители установили 39 таких основных типов (авот; Шаб. 7:2) и множество производных подвидов (толадот; БК 2а). Так, например, полив растений — толада сева, прополка — пахоты, добавление масла в горящий светильник — зажигания огня. В добавление к библейским запретам существуют различные раввинские запреты, введенные в качестве «ограды к Торе» (Авот 1:1), например, запрет верховой езды, наставления нееврею выполнить работу, денежных операций и т. п. Тот, кто публично оскверняет субботу, приравнивается к идолопоклоннику, а тот, кто соблюдает ее должным образом, получает прощение за грехи, включая идолопоклонство (Шаб. 118б).

http://www.eleven.co.il/article/13962


И я уверена, что это еще не все сложности и запреты в проведении субботы. Зачем это все? Для того, чтобы так встретить субботу человеку надо выучить и знать кучу запретов. Больше 39 основных типов!!! А если копнуть глубже? А если не знаешь, как поступить - беги к раввину? А он почему является истиной в последней инстанции? Какой же это отдых? Одна нервотрепка и мысли: "А вдруг я сделаю что-то неправильно?" А про субботний запрет у мусульман так и не нашла... Они что, в своей суре, имели в виду иудейский "субботний запрет", брали его за основу?
Tags: Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments